Previous Entry Share Next Entry
Капитаны тонут вместе со своими кораблями. Некоторые, впрочем, раньше кораблей... (часть 2)
munsin
Храмчихин пишет:

"Таким образом, мероприятие было аналогично тому, как если бы четверых солдат тыловых служб, одетых в форму, но безоружных, направили через территорию, занятую противником. Хотя даже такая аналогия хромает, солдату укрыться все-таки проще, чем кораблю, тихоходному и огромному.

Ситуация усугублялась еще и тем, что Турция оставалась нейтральной только потому, что боялась вторжения советских и английских войск с Кавказа и Ближнего Востока. Ее руководство почти открыто симпатизировало Германии. Соответственно, немецкая разведка действовала в Турции совершенно свободно. И сообщала в Берлин, кто и когда проследовал через Босфор.

В общем, поход советских судов был, по сути, равносилен их уничтожению. Казалось, что гуманнее просто их затопить на рейде Батуми..."


"Микоян", стартовавший первым, после множества приключений доберется таки до пункта назначения, обогнув весь земной шар, будучи несколько раз обстрелян авиацией и судами противника. Вот подробная история его боевых мытарств, расказанная на НТВ. * немецкий самолет-развечик, сбитый с курса водометом впечатлил особенно.))



Через несколько дней после старта "Микояна" на курс лег и танкер "Аванесов".

"16 декабря, после того как стало известно об успехе «Микояна», из Стамбула вышел танкер «Варлаам Аванесов». Но тут уж турки не подвели своих потенциальных союзников, а немцы решили, как это часто бывало во время войны, что итальянцам серьезное дело поручать нельзя. При выходе из Дарданелл танкер был освещен турецким береговым прожектором, после чего в его борт попали торпеды немецкой подлодки. «Аванесов» быстро ушел на дно."

В неплохой статье Бориса Гудкова (http://www.bgudkov.ru/?page_id=5487) на карте отмечено примерное место гибели танкера.

MikoynTKA2

Есть также версия, гласящая, что никакой немецкой (или итальянской) подлодки не было, а танкер наткнулся на британскую или немецкую мину. А "свет турецкого прожектора" призван был предупредить судно о вхождении в зону минных заграждений. Западные историки, впрочем, придерживаются именно версии атаки немецкой подлодки, вплоть до того, что называются тип и номер подлодки, а также имя и фамилия ее капитана. Так или иначе, танкер пошел на дно. Количество спасшихся, равно как и количество погибших до настоящего времени неизвестно. Доподлинно известно лишь то, что капитан Осташевский, командовавший танкером, выжил. :)
Версия с подлодкой представляется мне убедительнее версии с минными заграждениями. Катастрофа произошла довольно далеко от береговой линии, и  установка минных заграждений в подобном месте была бы необоснованной тратой боеприпаса. Мелкие архипелаги Эгейского моря - прекрасное убежище для подводных лодок "Кригсмарине", наряду с итальянскими союзниками считавших эти околоплодные воды античности своим домашним прудом.

fraatz_georg-wenerwp7404f341_0f

Оберлейтенант цур Зее (после - корветтенкапитан) Георг Вернер Фраатц и его подлодка U-652, потопившая "Варлаам Аванесов". Капитан Фраатц был также первым офицером Кригсмарине, атаковавшим американский корабль - эсминец USS Geer. После этой атаки приказом президента Рузвельта была утверждена тактика „shoot on sight order“, предписывающая кораблям ВМФ США сразу атаковать немецкие корабли и подлодки, не дожидаясь каких-либо действий со стороны противника. Капитан Фраатц давал прикурить и англичанам, и советским конвоям, и американцам. Лодка же, после восьми боевых выходов, огребла таки глубинную бомбу от британского бомбардировщика-торпедоносца "Фэри Свордфиш", и доковыляв на честном слове до египетских берегов, была затоплена командой в акватории Сиди-Баррани. Жертв не было, и команда вместе с капитаном оперативно перекочевала на U-529, пропавшую после без вести 12 февраля 1943 г при неясных до сей поры обстоятельствах. По официальной версии - после атаки "Либерейтора".

Вот так, пусть заочно, переплелись судьбы  капитанов - Осташевского, Ужика и немца Фраатца. Танкер "Сахалин" под командованием бывшего сослужица нашего капитана Придо Померанца, успешно выполнил задание и прорвался на Дальний Восток.

Scannen0034000 Kapitan Pomerants-01 photoship-co-uk

Капитан Ужик и старпом Померанц.                                                    Танкер "Капитан Померанц"


Капитан Ужик сгинул в 37-м. Письма его не дают никакого представления о природе постигшей его беды. Есть лишь туманные намеки на некую "клевету". В семье бытует не слишком достоверная история о том, что капитан, в ходе судебного заседания вступился за какого-то матроса, обвиненного прокурором в антисоветской пропаганде. В июле 1937-го Сергей Викторович был вызван из Батуми в Туапсе, оттуда - в Ростов, после, из-за кратко упомянутой в одном из писем путаницы в документах, снова в Туапсе. Дальше следы капитана обрываются. Последнее его письмо датировано 26. июля 1937г.

"...в результате, лишь сегодня имел беседу. Ничего нового, по-прежнему фигурирует та клевета, в результате которой я вот уже шесть месяцев бьюсь как рыба об лед. Что бы ни было, какой бы результат не вынесло бюро, которое состоится завтра, я в душе своей не нахожу упрека в своих действиях. ибо никогда, ни при каких обстоятельствах я не совершал проступка против партии и Родины, вырастившей всех нас и давшей нам ту жизнь, о которой люди, подобные нам, раньше и мечтать не могли. Лишь сегодня получил от В. первое письмо. На этом кончаю. В письме посылаю квитанции на багаж, боюсь в дороге потерять. Крепко, крепко целую. Сергей"

Вот, собственно, и все... Не знаю, кем стал бы капитан Ужик, доживи он до начала войны. Полагаю, что он и дальше честно выполнял бы долг и, вероятно, его именем тоже назвали бы танкер, а то и ледокол. Но бывает, что капитаны тонут раньше своих кораблей. Тонут на суше, в жиже человеческих взаимоотношений и социальных катаклизмов, оставаясь лишь в письмах и на фотографиях на палубах своих кораблей. Если есть в мире загробном специальная кают-компания для флотских, то капитаны Сергеев и Ужик, вместе в Осташевским и Померанцем наверняка мирно беседуют там с корветтенкапитаном Фраатцем и командой U-652 о том, каково это - идти и тонуть, выплывать и снова тонуть, о рейсах в Швецию и на Кубу, о торпедных атаках, глубинных бомбах, штормах в Атлантике и стоянках в Трондхейме, о кругосветках и докованиии... И о том, что на море гражданские едва ли уступят военным в отваге и смелости.

Scannen0033Scannen0032

?

Log in

No account? Create an account